«Требуйте с тех, кому давали». Почему Украина не отдаст России 3 млрд долларов
Украинские власти добились соглашения с международными кредиторами: долги по еврооблигациям удалось сократить примерно на 20% и перенести выплаты на 2019 год. Почему кредиторы почти ничего не потеряли? Что будет с российским кредитом на 3 млрд долларов?
России и Украине предстоит множество судебных тяжб. С начала 2014 года страны зашли в большое количество дипломатических тупиков: от присоединения Россией Крыма и развязанного на востоке Украины конфликта до газовой войны, а также арестов и посадок украинских граждан в России (Савченко, Сенцов). Еще одно поле прений ближайшего времени – финансы: Украина пытается избежать дефолта и просит Россию пойти на реструктуризацию своего госдолга, но получает настойчивый отказ.
«Взятка» от старых властей – новым
В марте текущего года перед Киевом была поставлена задача: сократить долговое бремя с текущих 95% до 71% ВВП к 2020 году, уменьшить выплаты по госдолгу до 15,3 млрд долларов к 2018 году и сохранить их на уровне 10% ВВП в год, чтобы в полном объеме получить финансовую помощь Международного валютного фонда. Кредитная программа МВФ для Украины предполагает, что в течение четырех лет Киев получит 17,5 млрд долларов. Главным образом это обеспечит приток валюты в экономику, экспортный потенциал которой заметно пострадал из-за политической нестабильности, войны на востоке страны и финансового кризиса. Так, например, ВВП Украины к концу этого года в долларовом выражении уменьшится до 70 млрд. Сейчас украинским компаниям запрещено выплачивать дивиденды за рубеж, банки могут выдавать с валютных депозитов не более 682 долларов в день, а обменные пункты продавать 136 долларов в одни руки. Снятие ограничений сделает привлекательнее иностранные вложения в украинский рынок, считает министр финансов Украины Наталия Яресько.
В то же время выплаты по внешнему долгу вытягивают из государства валюту, с которой она испытывает острый дефицит (валютные резервы на 1 августа 2015 года – 9,4 млрд долларов). Поэтому украинские власти обратились к кредиторам с предложением списать часть долга (первоначально 40%) по обязательствам на 22,7 млрд долларов, из которых 3 млрд были инвестицией России в государственные облигации Украины. В декабре 2013 года Путин пообещал своему украинскому коллеге Виктору Януковичу 15 млрд долларов для поддержки украинского бюджета. Но российский Минфин успел оформить покупку облигаций только на 3 млрд долларов, выбрав для этого Ирландскую биржу и заключив сделку по английскому праву. Новый президент Украины Петр Порошенко позднее назвал доставшиеся ему обязательства по российскому кредиту «взяткой», выданной прежнему режиму за отказ от европейской интеграции.
Когда Киев приступил к обсуждению с международными кредиторами вариантов списания долга, Россия ожидаемо проигнорировала приглашение. Министр финансов России Антон Силуанов объяснил, что сначала вопрос долга должен быть урегулирован с частными коммерческими кредиторами, а потом уже с официальными государственными, такими как Россия. Но с формальной точки зрения Москва не выдавала Киеву межгосударственный кредит, что дает основание украинским властям не делать для нее исключения.
Компромисс назло врагам
Однако и частные держатели гособлигаций во главе с Franklin Templeton не были в восторге от предложенной «стрижки» украинского долга: Киев настаивал на 40%, тогда как они соглашались максимум на 5% с десятилетней отсрочкой и замораживанием выплат по процентам до 2019 года. По прошествии пяти месяцев переговоры удалось завершить компромиссом: кредиторы пошли на списание порядка 3,8 млрд из 19,3 млрд долларов суверенного и гарантированного долга, главным образом, благодаря крупнейшему частному держателю украинских облигаций фонду Franklin Templeton (держит от 4 до 7 млрд долларов долга Украины по еврооблигациям). Открывая очередное заседание правительства, премьер-министр Украины Арсений Яценюк озвучил долгожданную новость: дефолта не будет, враги не дождутся.
За несколько нелогичным, но весьма патриотичным заявлением украинского премьера (если полудохлая корова дает молоко, то забивать ее не стоит, а Украина, между тем, исправно платила по кредитам и никто ее дефолта не хотел) скрывались детали договоренности. Списав около 20% долга по еврооблигациям, Киев перенес выплаты с 2013-2023 годов на 2019-2027 годы, но повысил стоимость обслуживания долга с 7,22% на текущий момент до 7,75% через четыре года. Более того, если с 2021 года экономический рост Украины превысит 3-4%, то есть окажется выше прогноза МВФ, а ВВП в долларовом выражении будет не меньше 125,4 млрд, то Киев обязуется перечислять кредиторам до 40% добавочного роста ВВП в финансовом выражении (в противном случае – 15%). При этом четыре года – с 2021 по 2025-ый – общие выплаты по госдолгу Украины не будут превышать 1% ВВП. Бонусы за процветание украинской экономики и повышение процентной ставки могут привести к тому, что потери держателей украинских облигаций, в зависимости от развития ситуации в экономике страны, могут не превысить 0,5 млрд долларов. Другими словами, учитывая риск дефолта и сгорания всей суммы сразу, это почти те же деньги, только позднее.
Если вглядеться в мелкий шрифт условий, то Украина не выиграла почти ничего, кроме времени, которое кредиторы сразу предложили финансовым властям страны. Получается, ради 20%-тной «стрижки» было столько ультиматумов, «последних» встреч, а в мае этого года принят закон о возможном введении моратория на выплату внешних долгов. В МВФ открытым текстом давали понять, что если в сентябре Киев не справится с долговыми обязательствами, финансирование четырехлетней программы не прекратится. Правда, тогда о новых кредитах и инвестициях Украине пришлось бы на время забыть, а, следовательно, не было бы и экономического роста в далеких 2020-х.
Теперь же у украинских властей есть четыре года, чтобы передохнуть от обязательств перед частными кредиторами и провести реформы, потому что с 2019 года закончится финансовая помощь МВФ и долговая нагрузка на страну увеличится вдвое: отдавать кредиты придется как фонду, так и прочим держателям госдолга. Но это было бы проблемой будущего, если бы не Россия, наотрез отказывающаяся от реструктуризации не только на общих основаниях, но и в принципе.
Решает не Украина, а МВФ
И Порошенко, и Яценюк дали четко понять, что лучших, чем для других кредиторов, условий у Киева для Москвы нет, и не будет. Заочно им ответил Силуанов, заявивший, что деньги России нужны для развития инфраструктуры, и российские власти рассчитывают их получить в декабре этого года с учетом процентов, которые были ниже, чем у коммерческих кредиторов (5% годовых). Москва и так пошла на уступки, например, закрыла глаза на то, что госдолг страны превысил 60% ВВП, и не потребовала в связи с этим досрочного погашения займа, а кроме этого пользовалась своим правом, прописанным в проспекте эмиссии, и не участвовала в переговорах о списании. Но это не помешало украинскому правительству включить долг перед Россией в список реструктуризации. По-видимому, оспаривать это самовольное действие Москва будет уже в суде.
Тем не менее, у Киева все еще есть из чего выбирать: затянуть процесс в международном суде и считать в это время, что долг реструктурирован; отдать долг целиком, что неприемлемо ни с политической, ни с экономической точки зрения или объявить себя дефолтом. Однако во всех вариантах окончательное решение будет не за Украиной. Так, например, чтобы реструктурировать российский кредит наравне с остальными, нужно получить санкцию МВФ, который должен квалифицировать его как частный. Если же он получит статус официального, как настаивает Москва, то от МВФ требуется пересмотреть свою политику предоставления помощи странам, отказавшимся платить по международным обязательствам. Пока устав фонда делать это запрещает.
Если бы не политический момент, который делает российские 3 млрд долларов, пожалуй, последним рычагом давления на Киев, то Москва практически ничего не потеряла бы, согласившись на реструктуризацию. Но помимо политики такое решение требует веры, что в 2019 году Украина действительно начнет отдавать деньги, а не окажется снова на грани дефолта. Киевские же власти могут поступить еще более цинично: когда Россия давит на то, что невыплата долга одному кредитору означает дефолт по другим обязательствам, у них появляется возможность апеллировать к уже заключенному соглашению с международными кредиторами и ограничить дефолт российским кредитом. С правомерностью такого шага в течение долгих лет будет разбираться суд, а сегодняшние власти получат еще одну передышку. Тем более что отдавать кредит «агрессору» – крайне непопулярное решение. Как пишет старший научный сотрудник вашингтонского аналитического центра Atlantic Council и эксперт по украинской экономике Андерс Ослунд, это Россия «должна платить репарации» за «незаконную аннексию Крыма и конфискацию там государственной и частной собственности». В качестве аналогии он приводит Ирак, который платил Кувейту после вторжения в 1990 году.
[attachment=520:5822671.jpg]
Файл: 5822671.jpg